Советы музыкального руководителя

Музыкальное воспитание в учреждении дошкольного образования, зачем и почему?

Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает мир. Любопытные, открытые к информации, маленькие дети, словно губка, поглощают все то, что мы в состоянии им дать. Здесь основная задача для нас, взрослых, щедро предоставить им все, к чему стремится детская душа, открыть им мир, познакомив с самым прекрасным – с искусством.

Музыкальное воспитание дошкольников – основа художественно-эстетического воспитания маленькой личности. Средствами музыкальной образовательной деятельности решаются задачи:

  • Пробудить в детях интерес к музыке;
  • Обогатить музыкальные знания детей, познакомив их с различными произведениями;
  • Познакомить дошкольников с базами элементарных музыкальных понятий;
  • Развивать способности (слух, певческие навыки, чувство ритма, музыкальную отзывчивость);
  • Развивать творческие способности детей;
  • Прививать музыкальный вкус.

Зачем нужна музыка в учреждении дошкольного образования

Музыкальное воспитание в учреждении дошкольного образования берет свое начало с незабвенных коммунистических времен. Эстетическое воспитание было признано наиважнейшим в системе воспитания дошкольников. Музыка, помимо воспитательного, имеет еще и психотерапевтический эффект. Музыка способна успокоить, настроить на позитивный лад. Средствами музыки маленькие скромники решают свои большие проблемы, раскрываясь, как кувшинки, в музыкально-игровой деятельности.

С музыкальной деятельностью, маленькие воспитанники ассоциируют все самое лучшее и светлое. Дети любят петь, им нравится играть и танцевать. Дать детям то, к чему стремится их душа — наша задача и обязанность.

Работа музыкального руководителя

Музыкальную образовательную деятельность, которую мы, порой, по старинке зовем «музыкальные занятия» осуществляет педагог с музыкально-педагогическим образованием. Художественно-эстетическому воспитанию уделяется огромная часть в образовательной системе, ведь ее значимость в воспитании очень велика. 

В процессе своей педагогической деятельности, музыкальный руководитель расширяет свой кругозор, совершенствует педагогические навыки, посещая методические объединения и курсы повышения квалификации. Повышая мастерство, педагог-музыкант повышает свою педагогическую категорию, чему предшествует глубокая работа, научные и творческие поиски, написание авторской методики и составление индивидуальной программы.

Немного о праздниках в детском саду

Календарные, народные и тематические мероприятия в учреждении дошкольного образования, мы ласково и привычно именуем «утренники». Именно праздники являются апофеозом совместной работы всех педагогов и специалистов УДО. Самые главные гости на празднике – родители. Они с волнением спешат на торжество своих маленьких артистов, ведь это тот самый момент, когда можно оценить не только талант и артистизм своего ребенка, но и работу специалистов и воспитателей. Все это прекрасно понимают, потому и готовиться начинают серьезно и заранее.

Праздник в учреждении дошкольного образования – не просто представление для родителей. Это сложное мероприятие, в котором умело сочетаются подготовленные детьми артистические номера, сюжетная сказочная линия, театрализованная постановка с участием героев, игры (часто, подвижные) для детей и их родителей. И как же обойтись без сюрпризного момента – изюминки любого утренника. Именно его так ждут маленькие, но уже большие такие большие артисты.

свернуть

Как слушать музыку с ребенком?

Музыка – это волшебный мир. При правильном знакомстве с музыкой происходит всестороннее развитие личности ребенка: развивается эмоциональная сфера, сенсорные способности, расширяется кругозор, а также, при правильном подходе, развивается интеллект, формируется логическое мышление, развиваются творческие способности.

Вот несколько советов для тех, кто решил взяться за это увлекательное занятие и начать слушать музыку вместе с ребенком.

1. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка слушать музыку насильно! Если ребенок устал, не в настроении или просто увлекся своей любимой игрой, не стоит насильно тащить его к магнитофону или компьютеру, дабы начать знакомиться с классической музыкой. Будьте терпеливы, отложите знакомство с прекрасным на более позднее время. Помните пословицу: «Насильно мил не будешь»? Самая первая и, пожалуй, одна из самых главных задач восприятия музыки детьми – формирование устойчивого интереса к восприятию музыки. Заставляя ребенка слушать излюбленное вами произведение, вы можете добиться тем самым противоположного эффекта: сформировать в ребенке устойчивую неприязнь к данному произведению и даже к музыке в целом. Не торопитесь, будьте аккуратны и тактичны. У ребенка могут быть свои интересы. Умейте договориться.

2. Музыка должна быть подобрана соответственно возрасту ребенка.

Конечно, вам наверняка хочется поделиться со своим ребенком впечатлениями от прослушанного реквиема или увертюры, однако, детям раннего или младшего дошкольного возраста такая музыка вряд ли подойдет. Не стоит начинать знакомство с музыкой с крупных сонатных форм, симфоний и ораторий. Такая музыка утомит ребенка, а, возможно, не сможет привлечь его внимания. Музыка для самых маленьких слушателей должна отличаться своей непродолжительностью, яркостью и эмоциональной привлекательностью, должна вызывать положительные эмоции и чувства, и ни в коем случае не пугать своим звучанием.

С малышами лучше всего слушать небольшие музыкальные произведения программного характера (то есть музыкальные произведения, имеющие название, например «Котик заболел», «Котик выздоровел», «Кукла», «Лошадка» и т. д.). Также идеальным вариантом для совсем юных слушателей будет русская народная музыка: небольшие песенки, игры, потешки, пестушки, колыбельные. Это знакомые всем песни про Сороку-ворону, Кота-воркота, Зайку трусишку и Лису Потрекеевну. Не стесняйтесь и пропойте эти песенки своему ребенку сами!

С самого рождения малыша привлекают различные звуки. Чем разнообразнее будут эти звуки, тем лучше. Однако, следует избегать слишком резких или слишком громких звуков, которые могут напугать малыша. Этого же правила следует придерживаться и при знакомстве с музыкой для совсем юных слушателей. Крох привлекает прежде всего веселая светлая музыка, без резких звуков, звучащая не слишком громко. Именно такая музыка пробуждает у малышей интерес, вызывая яркий эмоциональный отклик. Таким образом, музыка для детей от рождения до 2-3 лет должна быть яркой, веселой, приятной на слух. Уже в более позднем возрасте можно аккуратно знакомить детей с произведениями грустного характера, а в 5-7 лет – знакомить со всей гаммой различных оттенков настроений, переданных с помощью музыки (скорбь, печаль, раздумье, волнение, тоска, страх, радость, восторг, ожидание и т. д.). Но не забывайте, что темных унылых красок не должно чересчур много.

3. «Лучше меньше, да лучше». Этот совет надо постоянно повторять всем тем, кто любит оставлять магнитофон включенным на весь день. При этом значение самой музыки обесценивается, она становится простым шумовым раздражителем, фоном. Пользы от такого прослушивания мало. Лучше слушать музыку с ребенком 5-10 минут, по несколько подходов за день и каждый день. При этом музыка не должна надоедать: постоянно меняйте репертуар, тем не менее, возвращаясь по желанию ребенка к уже ранее прослушанным понравившимся шедеврам.

4. Для развития чувства ритма можно при прослушивании танцевальной или просто ритмичной музыки прохлопывать ритм, хлопая в ладоши или ударяя ладошками по коленкам, прищелкивая или топая ногами.

5. Для развития кругозора ребенка будьте готовы рассказать ему как можно больше о музыке: о композиторе произведения; откуда произошло название произведения; о жанре произведения; о его форме; о стране, где жил композитор; о стиле музыки; о происхождении жанра; о том, какие музыкальные инструменты исполняют данное произведение.

И конечно, еще существует много вопросов, которые может неожиданно задать вам сам ребенок.

6. Чтобы развить логику и мышление, задавайте ребенку как можно больше вопросов о музыке, пытайтесь создать проблемную ситуацию. Вопросы должны начинаться со слов: «как ты думаешь, … а почему?» Почему композитор так назвал музыку? Почему произведение быстрое? Почему колыбельные всегда такие медленные? Какой характер у марша? Почему в произведении композитор использовал скрипку, а не барабан? Что было бы, если бы колыбельные песни исполняли громко и быстро? И т. д. и тому подобное.

Задавайте вопросы о характере музыке, средствах музыкальной выразительности и изобразительности. Что изображает музыка? С помощью каких средств композитору удалось передать этот образ? Уже с 4-5 лет детям можно давать слушать произведения, состоящие из двух-трех частей, контрастных по звучанию. Пусть ребенок сравнит части, найдет в них общее и различное. Полезно спрашивать ребенка, сколько частей он услышал в музыке? Не давайте ребенку готовых ответов на вопросы, пусть в нем проснется маленький исследователь, который САМ найдет ответ на поставленный вами вопрос. НИКОГДА НЕ СПЕШИТЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА РЕБЕНКА!

Полезно слушать музыкальные произведения, имеющие одинаковые названия, но различные по характеру. Например, попробуйте сравнить, как изображает времена года Петр Ильич Чайковский и Вивальди (цикл «Времена года»). Попытайтесь найти, что общего и что различного?

Приучайте ребенка к научному мышлению: пусть он учится выдвигать гипотезы и искать доказательства к ним.

7. Не бойтесь экспериментировать!

Творите, творите и еще раз творите! Музыка не будет скучной, если применить к ней творческий подход! Помните, что музыку можно не только слушать, ее можно рисовать, выражать с помощью танца (движений, жестов, мимики, её можно озвучивать (оркестровка) и придумывать к ней театральную постановку, используя игрушки или членов семьи!

Возьмите краски и карандаши и попытайтесь вместе с ребенком изобразить на листке бумаге, что вы представили во время просушивания музыки. Нарисуйте, как болеет кукла (П. И. Чайковский «Болезнь куклы», как Баба Яга летит в своей ступе (М. П. Мусоргский «Баба Яга», как отважный Пер Гюнт шагает в пещере горного короля (Э. Григ «В пещере горного короля», как смелый Петя поймал Волка («Петя и волк» С. С. Прокофьев»). А какие чудесные картины можно нарисовать после просмотра балетов (П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», С. С. Прокофьев «Золушка»!

Если не нравится рисовать – попытайтесь придумать стихотворение к услышанной мелодии, сочинить рассказ или сказку.

Если ребенок подвижный и любит танцевать, пусть попытается передать характер музыки, музыкальный образ с помощью танцевальной импровизации. Пусть изобразит, как постепенно растет подснежник (П. И. Чайковкий «Подснежник», как рано утром на рассвете встает солнышко (М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро»). Также дети очень любят изображать игрушки, сказочных персонажей (П. И. Чайковский «Баба Яга», А. К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро», животных (К. Сен-санс «Карнавал животных»).

Ваша фантазия может привести вас даже к созданию своего собственного домашнего семейного музыкального мини-театра!

Также можно придумать к прослушанному музыкальному произведению свою собственную оркестровку. Для этого вовсе не обязательно иметь дома настоящие музыкальные инструменты. Используйте детские погремушки и барабан, трещотки и детские пищалки. Если их нет под рукой, инструменты можно смастерить самим, насыпав в пустые пластиковые бутылочки или баночки различные наполнители: горох, пшено, орешки, пуговицы. Только помните про безопасность: если вы мастерите музыкальный инструмент для совсем маленького ребенка, следует проследить, чтобы бутылочка или баночка закрывалась крепко-накрепко, в противном случает кроха сможет её открыть и заглотать мелкие детали.

8. Что бы вы не делали, это надо делать с душой и любовью! Помните, что основная ваша цель – получение удовольствия от общения с прекрасным миром музыки! Пусть ваш ребенок полюбит музыку, научится понимать ее и получать о нее наслаждение!

свернуть

Игры и развлечения для детей

Музыка занимает особое место в развитии и воспитании ребёнка. Формируя эстетическую и духовную сферы восприятия жизни, развивая даже физиологические процессы формирования детского организма, музыкальные развлечения и игры в детском саду являются основополагающим элементом формирования личности.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Развлечения с использованием музыки (концерты, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, предполагают активное общение как детей между собой, так и детей со взрослыми.

В настоящее время актуализируются вопросы, касающиеся направленности работы дошкольных учреждений по развитию речи дошкольников. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в речевом развитии при участии в музыкальных развлечениях, играх приобретают навыки правильной и развитой речи. Под влиянием музыкальных упражнений, игр и других видов музыкально-эстетической деятельности, при условии использования музыкальными руководителями правильно подобранных приемов работы с детьми, посещающими логопедические группы положительно развиваются психические процессы и свойства личности каждого ребенка, чище и грамотней становится их речь. Не зря, а особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в комплексную систему артпедагогики и арттерапии. На протяжении последних лет ведущими специалистами в этих областях отбирался тот материал и те методические приемы музыкального воспитания, которые давали бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями

Музыкальное воспитание в логопедических группах носит, если так можно выразиться, «симптоматичекий» характер, т.е. проводится с учетом характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлены помимо решения музыкальных задач на решения задач коррекционных.

Принимая во внимания, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально - ритмических   упражнений, приемов, исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. А для того, чтобы речь и навыки общения детей развивались, совершенствовались, необходимо создать условия. В качестве средства, которое позволит детям реализовать свои потребности в общении со сверстниками, можно использовать театрализованную деятельность.

Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослыми, дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг, прыгают от радости и прочее. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к родителям, другим взрослым.

С выразительностью реплик персонажей, исполнением игровых песен,  собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, у него улучшается речь, ее грамматический строй.

Музыкальная игровая и развлекательная деятельность в детском саду организовывается в утренние и послеобеденные часы, органично включается в другие занятия (физкультурное, по изобразительной деятельности), а также специально планируется в недельном расписании занятий по эстетическому развитию. К формам организации музыкальной деятельности можно отнести занятия, индивидуальную работу, театрализованные игры, праздники, развлечения.

Музыкальные игры и развлечения должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоционально развитию детей.

Постановочная работа над музыкальными развлечениями проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и музыкальным руководителем, а также родителями.

Так, на музыкальных развлечениях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к играм, отмечая разнохарактерное ее содержание.

На музыкальных развлечениях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературным произведением к театральным постановкам.

Поэтому одной из возможностей развить речь ребенка и приобщить его к активному общению является проведение праздников и развлечений, в основе которых, игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника или развлечения в разных формах позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной. Робкие, стеснительные дети могут проговаривать свои слова хором (по два - три человека). В музыкальных развлеченияхвсегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Особое внимание уделяется речи персонажей, применению голосовых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем. Игровая деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В процессе общения детей между собой и со взрослыми рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.

         Естественно дети не сразу овладевают умением правильно говорить, выражаться в игровых ситуациях: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Но чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над речью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа в играх, нужна упорно,  постепенно, шаг за шагом тренироваться на таких играх и развлечениях. И результат не заставит себя ждать.

свернуть

Правила поведения родителей на празднике в детском саду

  1. Своевременно приходить в детский сад, не опаздывать на детский праздник, не отвлекать внимание детей и взрослых, не заставлять ребенка волноваться по поводу подготовки к празднику (костюм, прическа).
  2. Помнить, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Поэтому родителям следует приходить в хорошем эмоциональном настроении и поддерживать детей во время выступления аплодисментами¸ одобрительными взглядами.
  3. Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды.
  4. Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Их необходимо предварительно отключить.
  5. Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада. Не следует ходить по залу с кинокамерой или фотоаппаратом, - это отвлекает детей, мешает им сосредоточиться на выразительности своего выступления, нарушает праздничный настрой.
  6. Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места.
  7. Во время утренника родителям запрещается без необходимости вставать и переходить с одного места на другое.
  8. Не желательно присутствие на празднике детей (среди гостей) более младшего возраста, так как они не могут сохранять внимание и отвлекают «артистов» плачем, выкриками, хождением по залу.
  9. По предложению музыкального руководителя, воспитателей и детей родители могут принимать участие в проведении детского утренника (играх, танцах и пр.) и уметь поддерживать положительные эмоции детей.
  10. Помнить о том, что родители – образец для подражания своим детям, поэтому следует избегать комментариев негативного характера.

Несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия. В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей администрация детского сада оставляет за собой право не приглашать родителей на праздники и проводить праздники для детей без родителей. 

 

Добро пожаловать на детский праздник к нам!

И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам

Мы в детском саду рады видеть всех!

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

 

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать,

Нехорошо артистов огорчать.

 

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детсад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок

Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

 

А что же можно? Спросите вы нас!

Мы очень просим, дорогие, Вас

Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей.

 

А если уж пришлось вам опоздать,

То постарайтесь никому не помешать.

Вы между номерами паузу дождитесь,

Пройдите в зал и у дверей садитесь.

 

И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки,

А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

 

Еще хотим, друзья вам предложить -

Свои таланты в зале проявить.

Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть.

Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

свернуть