Разновозрастные группы

Особенности организации и планирование образовательного процесса в разновозрастных группах

(для воспитателей разновозрастных групп и специалистов)

Организация жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах имеет свои особенности. Педагог должен знать не только задачи учебной программы дошкольного образования для всех возрастных групп, но и соотносить программные требования с возрастом и индивидуальными особенностями своих воспитанников. Кроме того, воспитатель дошкольного образования должен правильно распределять своё внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Детская совместная деятельность при таких обстоятельствах требует доскональной организации и наличие общей цели, достигнуть которую стремятся все дети. Важно, чтобы и младший ребёнок и старший получили удовлетворение от совместной деятельности. Итогом такой деятельности является общий продукт, который состоит из частей, выполненных каждым участником.

Педагогам следует обратить внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования и в группе, она создаётся согласно “Перечню средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».   Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст воспитанников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Важно, в разновозрастной группе в условиях одно- или двухкомплектного сада, где дети прибывают в группе не один год, рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...»

Существенное значение имеет размещение мебели в комнате. Следует расставлять столы, кровати по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных моментов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Например, кровати малышей удобнее расположить в наиболее спокойной части спальной комнаты. Старшие дети при этом, вставая первыми (ложась последними), не нарушают сна маленьких.

Столы надо расставлять ближе к окнам так, чтобы свет падал с левой стороны. При размещении столов надо позаботиться о том, чтобы всем детям было хорошо видно и слышно воспитателя, чтобы они свободно могли вставать и выходить из-за стола, не мешая другим.

В создании условий для полноценного физического развития детей большое значение имеет правильный подбор мебели. Она должна быть простой по форме, легкой и удобной, окрашенной в светлые тона, с гигиеническим покрытием.

Столы и стулья – основная мебель для детей – в разновозрастной группе должны быть не менее 3-4 размеров.

Важно, чтобы обозначения (метки для детей) на мебели, шкафчиках, вешалках для полотенец менялись по мере перехода детей в более высшую возрастную подгруппу. Такая деталь имеет особое значение в группах, где дети разного возраста воспитываются в одном коллективе 2-3 года. Она дает возможность ребенку почувствовать, что он уже «подрос», стал на год старше, а такая радостная перспектива всегда доставляет детям большое удовольствие.

В оборудование групповых комнат, помимо столов, стульев, входят шкафы для игрушек, полки для книг, скамейки и другие предметы. Все они должны быть устойчивыми, безопасными в употреблении, удобными для самостоятельного пользования.

Санитарно-гигиеническими правилами предусматриваются определенные требования и к качеству игрушек – они подбираются в соответствии с возрастом детей, изготавливаются из легко моющихся материалов, покрываются яркими, прочными и безвредными лаками и красками.

Дидактический материал, пособия и игрушки, подобранные в соответствии с возрастом каждой возрастной группы и подгруппы, должны быть расположены на отдельных полках и рассредоточены так, чтобы детям было удобно пользоваться ими и, приучаясь к порядку, ставить на место.

Необходимо приучать детей с младшего возраста к аккуратному и бережному обращению с игрушками, самостоятельной их уборке.

При оборудовании других помещений малокомплектного детского сада (раздевальной, умывальной, туалетной и т.д.) необходимо также сочетать соблюдение гигиенических требований и созданием максимальных удобств для одновременного воспитания детей разного возраста. Важно, чтобы эти помещения находились в непосредственной близости к групповой комнате – тогда воспитателю будет удобно наблюдать за детьми, обеспечивать последовательность режимных моментов.

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в учебной программе для каждого года жизни ребенка. В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных моментов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.

- при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);

- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Важно всегда соблюдать правило – режимные моменты начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками УДО.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Помощник воспитателя разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогическом процессе с воспитанниками, владеть основными приемами организации режимных моментов, понимать, чем она может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь помощника воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в разновозрастной группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, которым закреплены основы государственной политики и государственные гарантии прав в сфере образования.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10 – 15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет — до 20—25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет — до 30—35 минут, физкультурные минутки — не менее 1,5—2 минут.

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10—12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.

Такое распределение времени для занятий дается как примерное. Они могут меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др.

В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

В учреждении образования при реализации учебной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

Образовательный процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач. Первостепенной задачей учреждений дошкольного образования является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает:

разработку учебного плана для каждой возрастной группы, утвержденного руководителем дошкольного учреждения;

расписания специально организованных форм деятельности по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;

циклограмму совместной деятельности детей и педагогов,

выделение времени для самостоятельной деятельности детей,

определение дней и продолжительности занятий для организации образовательных услуг сверх базового компонента согласно учебной программе дошкольного образования и Типовому учебному плану дошкольного образования и др.;

тем на год в соответствии с возрастом воспитанников;

перспективного, календарного планирования.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы специально организованной деятельности, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. Более общие программные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение представлений) — на занятиях с одной подгруппой.

Выделяют четыре вида специально организованной деятельности воспитанников

I вид — ступенчатое начало занятия

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

ІІІ вид — одновременная деятельность детей по разному программному содержанию

ІV вид — отдельная деятельность детей

Педагог, организовывая образовательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.

Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определённое своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей. Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.

Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели. Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познание природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач. При составлении плана воспитателю разновозрастной группы необходимо помнить о следующем.1. Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)2. При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.3. Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за воспитанниками.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ. Занятие включает в себя три этапа:

1.Организация воспитанников;

  1. Основная часть занятия;
  2. Итог занятия.

Организация детей:

Проверка готовности воспитанников к занятию (внешний вид, собранность внимания);

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Итог занятия:

Подведение итога (анализ вместе с воспитанниками выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия воспитанников в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Переключение воспитанников на другой вид деятельности.

Программные

задачи

Структура основной части занятий

Организационный момент

Организовать, создать мотивацию, интерес к занятию… Мотивация

Сюрпризный момент

Загадки, пословицы

Усвоения новых знаний Формировать….

Знакомить…

Давать представление… Мотивация

Подача нового материала

Закрепление

Закрепления ранее приобретённых знаний

Обобщать...

Систематизировать...

Закреплять…. Мотивация.

Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала

Творческого применения знаний и умений Развивать…

Направлять…. Мотивация

Повторение

Применение имеющихся знаний в новой ситуации

Литература:

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.

2.Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь:http://asabliva.by/

3.Жихар О.П., Кощева З.В. Разновозрастная группа: особенности планирования и организации образовательного процесса. Минск, 2018.

свернуть