Скоро в школу

Готовность ребенка к школе. Что это такое?

Адаптация к условиям обучения в школе

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Рекомендации для родителей

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.

Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.

 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать  пояснения,  интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.

Во-вторых, малыш может сделать  из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей.  Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.

Сами  читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и  зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя  энциклопедии, словари, интернет и др.

Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.

Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует  побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.

Повышайте общий  уровень  осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике  и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой  совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами,  окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).

Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность  с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку  будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей  помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Желаем успехов!

 

Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова,  Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)

свернуть

Советы родителям будущих перволассников

В школу без негатива

Подготовка ребёнка к школе – одна из самых стрессовых, тяжёлых как морально, так и финансово ситуаций в семье. Избежать её не получится, ведь без нужной подготовки чадо не сможет получить необходимые знания, установить благоприятный климат в коллективе, социализироваться и построить своё будущее. Так как же максимально подготовить малыша к школе? Что нужно сделать, чтобы он нормально отправился в первый класс?

Будь готов

За пару месяцев до дня «Х» родители начинают судорожно закупаться всем необходимым: ручками, тетрадями, дневниками, рюкзаками, забывая при этом о главном – психологической готовности ребёнка. А ведь именно по ней можно определить, надо ли ещё потерпеть год. Для этого нужно учитывать четыре её основных компонента.
• Интеллектуальную готовность. Для освоения учебной программы должны быть сформированы наглядно-образное и понятийное мышление. Малыш должен уметь принять некую задачу как учебную, выделить её и превратить в самостоятельную цель деятельности.
• Личностная (в т.ч. мотивационная) готовность. Иначе у ребёнка не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно преподносят ему учителя, а затем ещё и выполнять учебные задания.
• Социально-психологическая готовность. Должна быть сформирована сфера отношения ко взрослым, сверстникам, а также к самому себе.
• Готовность эмоционально-волевой сферы. В этот период возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям, меняется самосознание, в т.ч. и самооценка, а в поведении появляется произвольность, осваивается функция планирования собственной деятельности.

Правило двух «НЕ»

Следующий шаг – соблюдение правила двух «НЕ», или то, чего не стоит делать с детьми за несколько месяцев до 1 сентября:
1. Не нужно «доподготавливать» ребёнка к школе. Не надо читать, писать с ним каждый день, заставлять его что-либо учить. Дайте малышу почувствовать лето, отдохнуть как следует, ведь впереди его ждёт долгий и тяжёлый путь. Школа возьмет его в свои объятия и не отпустит целых 11 лет! Поверьте, он помнит, как писать и читать, просто не хочет сейчас этим заниматься. Если настойчиво просить чадо что-либо сделать, то у него может заложиться негативная установка, что «школа – это когда мама или папа постоянно требуют от меня то, чего я не хочу». Поэтому следует хорошенько повеселиться с ним оставшиеся пару месяцев и смело прийти первого сентября в школу отдохнувшим и весёлым!
2. Не обещать, что школа будет праздником. Не стоит рассказывать ребёнку о том, чего не будет, не обманывайте его. Для кого-то школа – это удивительно, весело и прекрасно, а для других – кошмар. Так всегда было, есть и, к сожалению, будет. Поэтому если для родителей школа была прекрасным местом с приятными переживаниями, то следует лишь сказать, что им понравилось туда ходить, но не более.

Ура, в школу!

Каждой маме и папе хочется, чтобы школа стала для их ребёнка чем-то значительным, радостным, тем более это очень длительный период. Поэтому этому событию нужно придать значимость, чтобы чадо ждало его с нетерпением. А для этого надо правильно начать.
1. Повысьте статус ребёнка. Скажите ему, что теперь он вырос, для него открываются новые дороги, на него возлагается ответственность, ведь теперь он не просто беззаботный малыш, а ученик. Устройте по этому поводу вечеринку, праздник, превратив этот день в памятное событие!
2. Устройте школьный шопинг. После вечеринки можно отправиться за школьными покупками, пусть ребёнок сам выбирает то, что ему понравится. Это закрепит начало совсем нового этапа в его жизни, что также будет очень приятно для него.
3. Укрепите иммунитет чада. Крайне важным является забота о здоровье малыша. Оказавшись в школе, ему придётся встретиться с десятками новых детей из разных семей, у которых разная микрофлора, поэтому иммунитет ребёнка будет подвержен серьёзному испытанию. Иммунитет не формируется за один день, поэтому задуматься о нём надо заранее. За несколько месяцев до первого сентября нужно начать фундаментально поддерживать иммунную систему. Например, если малыш получает витамины и пищевые добавки, то самое время переходить на ежедневные порции. А если родители считают, что полезные вещества и микроэлементы добирать нужно только овощами и фруктами, то их количество необходимо увеличить в 2–3 раза, но только тех, которые хочет чадо, чтобы оно получало от этого удовольствие. Также нельзя забывать о спорте и свежем воздухе, ведь ничего так не укрепляет организм, как весёлые физические нагрузки всей семьёй.
4. Приучите ребёнка к новому режиму. Школа – это режим. Режим определённого засыпания и пробуждения, нагрузок, которые малыш будет нести в течение длительного времени. И если сейчас он просыпается позже, чем в момент, когда ему придётся вставать в школу, то следует потихоньку приучать его вставать раньше на 10–15 минут и на это же время раньше ложиться спать. В этом случае у него не будет проблем с пробуждением к моменту начала школьных будней, он спокойно выдержит тот режим, в который попадёт, ведь тот будет уже привычным.

А если надоело?

Часто случается, что интерес к обучению у ребёнка со временем пропадает, ему становится тяжело, рутина выматывает, что негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье. Как же помочь не потерять интерес к школе?

Чтобы не дать угаснуть увлечению школой и обучением, родителям необходимо быть очень внимательными к самочувствию чада каждое утро, когда он просыпается. Бывает, у некоторых детей к концу сентября обнаруживается некоторая усталость, пропадает пыл, ребёнок просто-напросто не хочет вставать, идти на занятия, ему тяжело, он нуждается в отдыхе. Многие родители боятся, если он пропустит хоть день, то ему трудно будет нагнать информацию. Однако это совсем не так, ведь самое важное – не упустить желание ходить в школу. Есть несколько способов вернуть чаду учебный задор.
• Прогуляйте вместе первый урок. Можно предложить поехать выпить молочный коктейль или вкусно покушать в кафе, а ко второму уроку вернуться. Малыш обрадуется, у него поднимется настроение, восполнят энергию, поэтому он с радостью вернётся на занятия, не пропустив при этом слишком много новой информации.
• Сделайте дополнительные выходные. Например, установить правило, что 3 дня в месяц, которые ребёнок выбирает сам, ему разрешается оставаться дома. На качество обучения и успеваемость это никак не повлияет, ведь дополнительный выходной подарит некую свободу и поможет быстрее восстановиться, отдохнуть и с новыми силами взяться за учёбу. С таким правилом детям не придётся придумывать причины, в частности различные болезни, чтобы улизнуть с уроков. Дети разные: для одних темп с понедельника по пятницу – это великолепно, а кому-то – невыносимо. Поэтому и время на восстановление требуется разное.

Родители редко глубоко задумываются, что школьный период – это долго, что это целых 11 лет! Им хочется, чтобы дети хорошо учились, но ведь за этот огромный промежуток времени будет столько взлётов и падений! И если сейчас спросить любого человека «Как ты проведешь ближайшие 11 лет своей жизни?», то вопрос поставит его в тупик, ведь он не знает, с чем может столкнуться, и особенно не знают этого дети. А родители зачастую самая важная поддержка для ребёнка, поэтому нужно обязательно верить своему малышу, внимательно относиться к его словам, давать определённую свободу. Тогда школа принесёт максимальный результат, а чадо выйдет человеком, который будет хотеть совершать что-то новое и интересное.

(по материалам журнала "Здоровый образ жизни")

свернуть

Тест "Готов ли ребенок к школе"

Готов ли ребенок к школе?

 

Чтобы оценить подготовленность ребенка к школьному обучению, предлагаем вам короткий тест

Подчеркните один из вариантов ответа

 

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? (Да, нет)
    2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? (Да, нет)
    3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? (Да, нет)

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? (Да, нет)

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? (Да, нет)

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? (Да, нет)

7. Умеет ли он изменять существительные по числам ( одно ухо-два уха- пять ушей?) (Да, нет)

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? (Да, нет)

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? (Да, нет)

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? (Да, нет)

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? (Да, нет)

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? (Да, нет)

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? (Да, нет)

14. Может ли он собрать разрезную картинку из 5-7 частей за одну минуту? (Да, нет)

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? (Да, нет)

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)? (Да, нет)

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.? (Да, нет)

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? (Да, нет)

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

        Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

         Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

* Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
* Их длительность не должна превышать 35 минут.
* Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
* Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредотачиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

        Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

 

Желаем вам удачи!

свернуть