Виртуальный методический кабинет

Особенности организации и планирование образовательного процесса в разновозрастных группах

(для воспитателей разновозрастных групп и специалистов)

Организация жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах имеет свои особенности. Педагог должен знать не только задачи учебной программы дошкольного образования для всех возрастных групп, но и соотносить программные требования с возрастом и индивидуальными особенностями своих воспитанников. Кроме того, воспитатель дошкольного образования должен правильно распределять своё внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Детская совместная деятельность при таких обстоятельствах требует доскональной организации и наличие общей цели, достигнуть которую стремятся все дети. Важно, чтобы и младший ребёнок и старший получили удовлетворение от совместной деятельности. Итогом такой деятельности является общий продукт, который состоит из частей, выполненных каждым участником.

Педагогам следует обратить внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования и в группе, она создаётся согласно “Перечню средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».   Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст воспитанников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Важно, в разновозрастной группе в условиях одно- или двухкомплектного сада, где дети прибывают в группе не один год, рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...»

Существенное значение имеет размещение мебели в комнате. Следует расставлять столы, кровати по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных моментов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Например, кровати малышей удобнее расположить в наиболее спокойной части спальной комнаты. Старшие дети при этом, вставая первыми (ложась последними), не нарушают сна маленьких.

Столы надо расставлять ближе к окнам так, чтобы свет падал с левой стороны. При размещении столов надо позаботиться о том, чтобы всем детям было хорошо видно и слышно воспитателя, чтобы они свободно могли вставать и выходить из-за стола, не мешая другим.

В создании условий для полноценного физического развития детей большое значение имеет правильный подбор мебели. Она должна быть простой по форме, легкой и удобной, окрашенной в светлые тона, с гигиеническим покрытием.

Столы и стулья – основная мебель для детей – в разновозрастной группе должны быть не менее 3-4 размеров.

Важно, чтобы обозначения (метки для детей) на мебели, шкафчиках, вешалках для полотенец менялись по мере перехода детей в более высшую возрастную подгруппу. Такая деталь имеет особое значение в группах, где дети разного возраста воспитываются в одном коллективе 2-3 года. Она дает возможность ребенку почувствовать, что он уже «подрос», стал на год старше, а такая радостная перспектива всегда доставляет детям большое удовольствие.

В оборудование групповых комнат, помимо столов, стульев, входят шкафы для игрушек, полки для книг, скамейки и другие предметы. Все они должны быть устойчивыми, безопасными в употреблении, удобными для самостоятельного пользования.

Санитарно-гигиеническими правилами предусматриваются определенные требования и к качеству игрушек – они подбираются в соответствии с возрастом детей, изготавливаются из легко моющихся материалов, покрываются яркими, прочными и безвредными лаками и красками.

Дидактический материал, пособия и игрушки, подобранные в соответствии с возрастом каждой возрастной группы и подгруппы, должны быть расположены на отдельных полках и рассредоточены так, чтобы детям было удобно пользоваться ими и, приучаясь к порядку, ставить на место.

Необходимо приучать детей с младшего возраста к аккуратному и бережному обращению с игрушками, самостоятельной их уборке.

При оборудовании других помещений малокомплектного детского сада (раздевальной, умывальной, туалетной и т.д.) необходимо также сочетать соблюдение гигиенических требований и созданием максимальных удобств для одновременного воспитания детей разного возраста. Важно, чтобы эти помещения находились в непосредственной близости к групповой комнате – тогда воспитателю будет удобно наблюдать за детьми, обеспечивать последовательность режимных моментов.

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в учебной программе для каждого года жизни ребенка. В условиях разновозрастной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных моментов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.

- при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);

- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Важно всегда соблюдать правило – режимные моменты начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками УДО.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Помощник воспитателя разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогическом процессе с воспитанниками, владеть основными приемами организации режимных моментов, понимать, чем она может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь помощника воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в разновозрастной группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, которым закреплены основы государственной политики и государственные гарантии прав в сфере образования.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10 – 15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет — до 20—25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет — до 30—35 минут, физкультурные минутки — не менее 1,5—2 минут.

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10—12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.

Такое распределение времени для занятий дается как примерное. Они могут меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др.

В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

В учреждении образования при реализации учебной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.

Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 календарных дней, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

Образовательный процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач. Первостепенной задачей учреждений дошкольного образования является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает:

разработку учебного плана для каждой возрастной группы, утвержденного руководителем дошкольного учреждения;

расписания специально организованных форм деятельности по образовательным областям учебной программы дошкольного образования;

циклограмму совместной деятельности детей и педагогов,

выделение времени для самостоятельной деятельности детей,

определение дней и продолжительности занятий для организации образовательных услуг сверх базового компонента согласно учебной программе дошкольного образования и Типовому учебному плану дошкольного образования и др.;

тем на год в соответствии с возрастом воспитанников;

перспективного, календарного планирования.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы специально организованной деятельности, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой. Более общие программные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение представлений) — на занятиях с одной подгруппой.

Выделяют четыре вида специально организованной деятельности воспитанников

I вид — ступенчатое начало занятия

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

ІІІ вид — одновременная деятельность детей по разному программному содержанию

ІV вид — отдельная деятельность детей

Педагог, организовывая образовательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.

Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определённое своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей. Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.

Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели. Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познание природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач. При составлении плана воспитателю разновозрастной группы необходимо помнить о следующем.1. Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)2. При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.3. Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за воспитанниками.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ. Занятие включает в себя три этапа:

1.Организация воспитанников;

  1. Основная часть занятия;
  2. Итог занятия.

Организация детей:

Проверка готовности воспитанников к занятию (внешний вид, собранность внимания);

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Основная часть занятия:

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Итог занятия:

Подведение итога (анализ вместе с воспитанниками выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия воспитанников в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Переключение воспитанников на другой вид деятельности.

Программные

задачи

Структура основной части занятий

Организационный момент

Организовать, создать мотивацию, интерес к занятию… Мотивация

Сюрпризный момент

Загадки, пословицы

Усвоения новых знаний Формировать….

Знакомить…

Давать представление… Мотивация

Подача нового материала

Закрепление

Закрепления ранее приобретённых знаний

Обобщать...

Систематизировать...

Закреплять…. Мотивация.

Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала

Творческого применения знаний и умений Развивать…

Направлять…. Мотивация

Повторение

Применение имеющихся знаний в новой ситуации

Литература:

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.

2.Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь:http://asabliva.by/

3.Жихар О.П., Кощева З.В. Разновозрастная группа: особенности планирования и организации образовательного процесса. Минск, 2018.

свернуть

Организация музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в разновозрастных группах

В разновозрастных группах смежного возраста и относительно контрастного возраста при организации слушания музыки возможно восприятие музыкального произведения, рекомендованного учебной программой дошкольного образования, учебными программами специального образования на уровне дошкольного образования для одной из возрастных групп. При восприятии музыкального произведения детьми более старшего возраста необходимо обратить внимание на используемые методы на этапе дифференцированного восприятия (например, если для группы детей более младшего возраста наиболее уместным может быть мимическое, тактильное, двигательное уподобление характеру звучания музыки, то для группы более старших детей может использоваться вокальное, темброво-инструментальное, полихудожественное уподобление); в процессе беседы более старших детей необходимо побуждать к высказываниям о музыке. Продуктивным также может оказаться метод контрастного сопоставления двух музыкальных произведений (по принципу контраста или сходства) из рекомендуемого репертуара для обеих возрастных групп. В этом случае педагогический работник в большей степени активизирует музыкальное восприятие детей той возрастной подгруппы, которой данное музыкальное произведение адресовано.

При организации певческой деятельности допустимым является разучивание и исполнение детьми разного возраста (как правило, смежного) песни из репертуара одной из возрастных групп в случае соответствия певческого диапазона обоим возрастам и индивидуальным особенностям певческих голосов воспитанников. Возможен вариант разучивания песни детьми более старшего возраста и подпевание отдельных музыкальных фраз этой песни детьми более младшего возраста, выполнение ими движений в соответствии с текстом или настроением музыки. Если разучивается песня, рекомендуемая для детей более младшего возраста, с детьми более старшего возраста может быть организована ее оркестровка (в первую очередь с участием звуковысотных детских музыкальных инструментов), также дети более старшего возраста могут исполнять данную песню acapella, что позволит дополнительно уделить внимание чистоте интонирования более старших воспитанников. Песенное творчество позволяет проявить индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей – песенные импровизации воспитанников могут отличаться текстовой и мелодической развернутостью при схожести предлагаемых видов творческих заданий.

Организация музыкально-ритмических движений может предполагать использование музыкального репертуара одной из возрастных групп, а движения под музыку (упражнения, танцевальные движения) будут выполняться в соответствии с возрастными возможностями и программными требованиями. Плодотворным может стать сольное и ансамблевое исполнение танцевальных движений детьми более старшего возраста на фоне массовой пляски детей более младшего возраста, выполнение детьми более старшего возраста роли ведущих в плясках по типу «зеркало», стимулирование их к созданию более развернутых танцевальных импровизаций. Подвижные игры с музыкой также дают детям более старшего возраста возможность проявить инициативу, стать ведущим, исполнять более сложные роли в игре.

Игра на детских музыкальных инструментах (элементарное музицирование) как вид деятельности позволяет достаточно четко дифференцировать предлагаемые воспитанникам разного возраста задания. Оптимальной формой в данном случае может стать смешанный оркестр, предполагающий исполнение на звуковысотных музыкальных инструментах детьми более старшего возраста и исполнение на шумовых инструментах детьми более младшего возраста, а также исполнение в ансамбле звуковысотных инструментов детьми более старшего возраста. Дифференцировать задания можно и при организации шумового оркестра, в котором более младшие дети могут с помощью шумовых инструментов выделять сильную долю, а более старшие – отмечать ритмический рисунок мелодии и др.

При организации видов музыкальной деятельности в случае, когда предполагаемый репертуар либо решаемые образовательные задачи и формируемые навыки для детей разного возраста в значительной степени различаются, безусловно, предпочтительнее ориентироваться на поэтапное начало (оно чаще будет предполагать слушание музыки, пение детьми более старшего возраста) либо окончание занятия (музыкально-ритмические движения, музицирование детей более старшего возраста, проведение музыкально-дидактических игр и др.).

В разновозрастных группах контрастного возраста необходимо стремиться к организации музыкальной деятельности с каждой подгруппой воспитанников.

В разновозрастной группе занятие (игра) по реализации содержания образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») организуется с учетом возраста и количества воспитанников и может проводиться поочередно с детьми старшей возрастной категории и младшей. Эффективность образовательного процесса будет выше, если в занятии одновременно принимают участие дети контрастного возраста: младшие (1–2 года) и старшие (5–7 лет). При этом воспитанники старшего возраста выступают для младших примером для подражания, а младшие, повторяя двигательные действия старших, занимаются с большим интересом.

В разновозрастной группе эффективно проводить такие виды занятий, как учебно-тренировочное, сюжетно-игровое.

Учебно-тренировочное занятие направлено на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, определенных учебной программой дошкольного образования. Содержание используемых физических упражнений и игр планируется с учетом возраста воспитанников, а также состояния их физической подготовленности (сформированность двигательных умений и навыков, уровень развития физических качеств ребенка). Учебно-тренировочное занятие может строиться:

на одинаковом двигательном материале для младших и старших воспитанников. В данном случае используются визуально одинаковые и похожие виды физических упражнений, но имеющие разные технические характеристики, плотность и протяженность двигательных действий (количество повторений);

на дифференцированном двигательном материале, подобранном с учетом уровня физической подготовленности младших и старших воспитанников. В данном случае воспитанники, имеющие высокий уровень физической подготовленности, выполняют задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Детям предлагается выполнение упражнений по схеме, рисунку, из нестандартного исходного положения, в новых условиях, с новым сочетанием технических элементов. Для воспитанников с низким уровнем физической подготовленности необходимо планировать задания, в которых особое внимание уделяется технике выполнения основных видов движений с установкой на их качественный результат. При этом руководитель физического воспитания занимается с воспитанниками, имеющими низкий уровень физической подготовленности, воспитатель дошкольного образования – с остальными детьми.

В сюжетно-игровом физкультурном занятии задачи обучения детей физическим упражнениям реализуются с помощью игровых упражнений, объединенных единым сюжетом (сказки, рассказа и пр.). Содержание сюжетно-игрового занятия может быть одинаковым для воспитанников старшего и младшего возраста, поскольку двигательный замысел реализуется детьми без специальной подготовки. Старшие дети, отображая движениями сюжет, создают новые композиции из усвоенных знакомых элементов, демонстрируют младшим свой двигательный опыт. Младшие, подражая им, открывают для себя собственные двигательные возможности, учатся сохранять в памяти выполняемые физические упражнения, обогащают свой двигательный опыт. Руководитель физического воспитания на занятии особое внимание уделяет обеспечению психологического комфорта всем воспитанникам, что достигается педагогической поддержкой двигательных замыслов детей и разными требованиями к качеству их выполнения.

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»

свернуть

Методические рекомендации по оснащению уголка пожарной безопасности в группах дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Поэтому главной задачей является обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях, стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Все полученные знания и навыки дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

В Республике Беларусь руководящими работниками и специалистами дошкольного образования уделяется пристальное внимание созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, активизирована образовательная работа с детьми в данном направлении. На совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста направлено межведомственное взаимодействие Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь. В 2012 году был утвержден «Комплекс мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников», который определил мероприятия, обеспечивающие в результате их реализации создание условий безопасной жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, степень межведомственного взаимодействия по их реализации. Согласно вышеуказанному нормативному правовому документу (п. 12) в учреждениях дошкольного образования активизирована работа по созданию в группах предметной развивающей среды, способствующей формированию у воспитанников практических умений безопасной жизнедеятельности. Активизация работы педагогов учреждений дошкольного образования в данном направлении также обусловлена реализацией учебной программы дошкольного образования, которая определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир».

В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями создаются в группах уголки пожарной безопасности, комнаты по ОБЖ, разрабатываются методические и дидактические материалы. Результаты первого областного смотра-конкурса «Безопасное детство», прошедшего в 2012 году, показали, что педагогами Минской области ведется существенная работа по обучению воспитанников основам безопасности. В учреждениях дошкольного образования имеется богатый наглядно-демонстрационный и игровой материал, как фабричного производства, так и сделанного своими руками.

Воспитателями проводятся тематические занятия и беседы с детьми. Организуются экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть, демонстрация видеофильмов, мультфильмов по ОБЖ, чтение тематических художественных произведений, стихов. Проводятся конкурсы, спортивные развлечения и праздники. Широко используются в целях обучения и закрепления полученных знаний разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. В группах оформлены уголки пожарной безопасности.

Однако в ходе смотра-конкурса «Безопасное детство» было выявлено перенасыщение данных игровых уголков игрушками и игровыми атрибутами, несоответствие игрового оборудования возрасту воспитанников. Данный факт определил необходимость разработки методических рекомендаций по оснащению «Уголков пожарной безопасности» в группах дошкольного возраста.

Уголок пожарной безопасности – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания. Требования к оформлению уголка пожарной безопасности: - педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка; - психическая и физическая безопасность игровых материалов; - оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка); - учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития; - целесообразность и удобство размещения; - эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка .

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель – огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей (в частности сюжетно- ролевой игры «Спасатели») .

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом «Рукотворный мир», по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства.

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно- демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты из фондов своих микрокабинетов. Оптимальность насыщения игровой среды, динамика в содержании игрового материала обеспечивают возможность для развития новых сюжетных линий в игре дошкольника.

 Литература: 1. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова. – М. : Академия, 2008. — 152 с. 2. Гаткин, Е. Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е. Я. Гаткин. – М.: Лист, 2007. — 173 с. 3. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. инст. образования, 2012. – 433 с.

свернуть

Рекомендации по культуре питания

Организация питания  в детском саду.

(Памятка для воспитателей)

Гигиеническая обстановка

1. Проветривание помещения перед приемом пищи.

2.Столы покрыты салфетками (бумажными, льняными или хлопчатобумажными).

Сервировка стола

1.Учитываются требования сервировки стола в зависимости от возраста (вилкой дети пользуются, начиная с 2-х лет, ножом – с 4-х лет).

2.Для хлеба используется хлебница или мелкая тарелка.

3.Слева от тарелки – зубцами кверху вилка.

4.Справа от тарелки – нож, повернутый лезвием к тарелке.

5.Рядом с ножом – столовая ложка.

6.Десертный прибор – перед тарелкой.

7.Наличие бумажных салфеток.

8.Сервировка стола начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде.

Дежурство по столовой

1.Дежурят по столовой, начиная с 4-лет: раскладывают ложки, вилки, ножи, хлебницы, салфетницы.

3.После еды дежурные убирают все на место.

Деятельность детей

1.Состояние детей не возбужденное.

2.Культура поведения за столом:

  • спокойно садятся за стол и выходят из-за него (начиная с 3-х лет);
  • не разговаривают, не прожевав и не проглотив пищу (начиная с 3-х лет);
  • умеют пользоваться салфеткой (начиная с 3-х лет);
  • благодарят после еды (начиная с 3-х лет);
  • не кричат за столом (начиная с 5-ти лет);
  • не кладут локти на стол (начиная с 5-ти лет);
  • не наклоняют тарелку с первым блюдом (начиная с 5-ти лет);
  • фрукты из компота кушают десертной ложкой (начиная с 5-ти лет).

3.Выполнение правил приема пищи:

  • не спешат, пережевывая пищу (начиная с 2-х лет);
  • едят аккуратно (начиная с 3-х лет).

4.Организация гигиенических процедур соответствует возрасту, дети самостоятельно умеют:

  • засучивать рукава (начиная с 2-х лет);
  • намыливать руки (начиная с 2-х лет);
  • тщательно смывать мыльную пену водой (начиная с 2-х лет);
  • досуха вытираться полотенцем (начиная с 2-х лет);
  • полоскать рот после еды под наблюдением взрослого (начиная с 2-х лет);
  • мыть свой стаканчик (начиная с 5-ти лет);

5.Дети пользуются столовыми приборами в соответствии с возрастом (вилкой с 2-х лет, ножом  с 4-х лет).

6.Выполнение элементарных трудовых поручений: поле еды относят столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол, начиная с 2-х лет.

 

воспитателя и помощника воспитателя

Деятельность воспитателя

Деятельность помощника воспитателя

1.Посадка детей за столом                  (воспитатель следить за осанкой).

 

 

2.Прием пищи начинается с овощного салата  или фруктового сока.

 

3.Смена блюд производится после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.

4.Подача каждого блюда сопровождается сообщением о том, как надо правильно его есть, в чем его основная польза, кто его  любит и т.д.

 

5.Пища доводится до каждого ребенка.

 

Литература:

  1. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норма и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
  2. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.
  3. Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов и руководителей учреждений дошкольного образования / В.А.Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2007. – 56 с/
свернуть

Как правильно организовать питьевой режим в детском саду

1. Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в детском саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. При нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении полный день ребенок должен получить не менее 70 % суточной потребности в воде.

2. Питьевой режим детей в дошкольном учреждении целесообразно организовывать с использованием расфасованной в емкости (бутилированной) питьевой воды либо кипяченой воды. При этом для организации питьевого режима в дошкольных учреждениях должна использоваться вода, которая относится, в соответствии с указанными санитарными правилами, к водам высшей категории (по показателям эстетических свойств, безвредности химического состава и физиологической полноценности макро- и микроэлементного состава). Температура питьевой воды, даваемой ребенку, должна быть 18-20 С. 

3. Воду дают ребенку из стеклянных или керамических стаканов (чашек, кружек). При этом чистые стаканы ставятся в специально отведенном месте на специальный промаркированный поднос (вверх дном), а для использованных стаканов ставится отдельный поднос. Мытье стаканов осуществляется организованно, в моечных столовой посуды. Допускается использовать для этой цели одноразовые пластиковые стаканчики.

4. По возможности, при организации питьевого режима, наряду с питьевой водой, следует использовать обогащенные незаменимыми микронутриентами (витаминами, минеральными веществами) инстантные (быстрорастворимые) витаминизированные напитки, допущенные в установленном порядке органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора к использованию в питании детей соответствующего возраста. Для их приготовления лучше всего использовать питьевую воду высшей категории, расфасованную в емкости.

5. При применении на пищеблоках УДО для технологических целей (для приготовления кулинарной продукции) водопроводной воды, последнюю целесообразно подвергать доочистке, для которой используются системы подготовки воды, допущенные к применению в УДО в установленном порядке. Используемые для доочистки воды устройства (системы) должны эффективно улучшать органолептические показатели воды (показатели мутности, запаха), а также снижать в воде концентрации железа, хлорорганических соединений и механических примесей. При использовании систем доочистки водопроводной воды должен быть организован периодический производственный контроль питьевой воды, используемой для приготовления кулинарной продукции, по показателям качества, безопасности и физиологической полноценности, а также за своевременным проведением замены или регенерации фильтрующих элементов.

свернуть

Памятка по дежурству

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА ПО СТОЛОВОЙ

Памятка для воспитателей

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

  • С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
  • Дежурство по столовой проводится, начиная со 2 младшей группы.
  • : осуществлять процессы хозяйственно-бытового труда в собственной трудовой деятельности. Обучать сервировке стола: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, салфетницы.
  • Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
  • Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
  • Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

  • Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело, не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать». «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

  • Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

 «Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

  • Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
  • По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
  • Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
  • Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые. 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • : совместно с педагогом осуществлять простейшие процессы хозяйственно-бытового труда: сервировать стол для приема пищи.
  • Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
  • В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
  •  
  • Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
  • В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

  • Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

  • Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

 Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

  • Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

 «Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

  • Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
  • Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
  • В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
  • Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

СТАРШАЯ ГРУППА

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

  • : выполнять обязанности дежурного по столовой (сервировать стол, затем убирать со стола).
  • формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления   работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.
  • На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
  • Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
  • Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
  • Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
  • Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
  • Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
  • Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
  • Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
  • Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
  • Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
  • Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.
  • Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
  • В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.
  • Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).  
свернуть

Самообразование

САМООБРАЗОВАНИЕ -  осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная  на обогащение своих профессиональных знаний  и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста. 

 

        Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют  постоянного самообразования.

                                          Основные направления самообразования

  • ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
  • изучение научно-методической литературы;
  • изучение актуальных  достижений педагогической науки;
  • ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
  • ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

 

Темы по самообразованию

    Тему по самообразованию может предложить  заместитель заведующего по основной деятельности , а можно выбрать её самому.

       Выбирать тему самообразования можно:

  • каждый учебный год  новая тема,
  • обширная тема на несколько лет.

       Тема  по самообразованию должна быть нужной и перспективной  в сфере дошкольного образования. Целесообразно  выбирать тематику  с учётом  педагогического  опыта,  стажа.

 

Молодые специалисты:

  • индивидуальный подход в образовательном процессе,
  • планирование образовательного процесса,
  • организация работы с семьями воспитанников.

            Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • современные методики и технологии в дошкольном образовании,
  • современные  формы работы с семьями воспитанников.

             Для опытных мастеров:

  • практика наставничества и помощи молодым специалистам,
  • исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

 

            Советы педагогам,занимающимся самообразованием.

  • Изучая вопрос,  исследуйте несколько источников. Такой метод научит  вырабатывать  своё мнение.
  • Учитесь работать с каталогами. Это сохранит  вам время!
  • Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать.  Это пригодится вам для участия в  педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.
  • Будьте  открыты  к инновациям  в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
  • Делитесь  опытом с коллегами!  

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад на педагогическом совете.
  • Консультация
  • Выступление на семинаре, семинаре-практикуме
  • Проведение открытого занятия
  • Творческий отчёт
  • Проведение развлечений, досугов
  • Наглядно-иллюстративный материал
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. 
свернуть

Правила педагогических работников