Гражданское и патриотическое воспитание

    Перспективный план мероприятий

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому  воспитанию участников образовательного процесса

Разновозрастные группы №1, №2

п/п

           Работа с воспитанниками

п/п

                   Работа с родителями

Сроки проведения

1.

2.

Сюжетно-ролевая игра «Лётчики»

Выставка художественной литературы о ВОВ

1.

Оформление альбома: «Города – герои»

Январь

1.

 

2.

3.

Дидактическая игра: «Что нужно артиллеристу, танкисту, лётчику, разведчику», «Найди флаг»

Слушание песен военных лет.

Лепка: «Солдат», «Танк»

1.

 

2.

Оформление стенда в группе «Армейский вернисаж»

Памятка «Как воспитать маленького патриота»

 

Февраль

1.

 

2.

Рассматривание альбомов, иллюстраций о Великой Отечественной Войне»

Разучивание стихов и песен о защитниках Родины.

1.

 

2.

 

Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне»

Оформление стенда «Юный патриот»

Март

1.

 

2.

 

 

3.

Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу»

Рассматривание фотографий, альбомов с изображением улиц, посёлков, городов Республики Беларусь.

Рисование «Моя улица»

1.

 

2.

 

3.

Консультация для родителей «Моя деревня, город»

Изготовление макета совместно с родителями «Волшебный Светофорик»

Беседа «Как переходить улицу»

Апрель

1.

 

2.

3.

 

4.

Беседа « Где мне нравится гулять с мамой и папой»

Беседы с детьми о Дне Победы.

Рисование «Это вспыхнул перед вами яркий праздничный салют»

Конструирование «Письмо с фронта»

1.

 

2.

Консультация «Что ребёнок должен знать о дне «Победы»

Конкурс рисунков и поделок «День Победы»

Май

1.

 

2.

Рассматривание иллюстраций «Памятники Защитникам Отечества»

Беседа «Памятное место нашей деревни»

1.

 

2.

 

 

Памятка для родителей: «Наши деды, были солдатами»

Оформление тематических фотоальбомов: «Герой в моей семье», «Они нас защищали».

Посадка цветов.

Июнь

1.

 

2.

Беседа с демонстрацией иллюстраций «Беларусь – страна великих и необыкновенных людей»

1.

 

2.

Консультация для родителей «Любовь к Родине начинается с семьи»

Консультация для родителей «Кто были раньше наши дедушки и бабушки»

Июль

1.

2.

Беседа «Что такое героизм и кто такой герой»

Дидактическая игра «Назови профессии военных»

1.

2.

Оформление альбома «Семейные традиции»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста»

 

Август

1.

 

2.

 

3.

Дидактическая игра «Где ты живёшь?», «Так бывает или нет?», «Сложи картинку»

Составление рассказов о родной деревне (городе, деревне, посёлке)

Аппликация «Волшебный город»

1.

 

2.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом, деревней»

Рекомендации родителям: «Помочь детям запомнить свой домашний адрес»

Сентябрь

1.

 

 

2.

Цикл бесед о природе родного края: «Наша природа», «Наши друзья животные», Наши деревья»

 Изготовление поделок из природного материала на выставку «Дары осени».

1.

 

 

2.

Памятка «Известные люди о воспитании любви к природе» для детей дошкольного возраста»

Консультация «Воспитание патриотических чувств через формирование  любви к родному краю».

 

Октябрь

1.

2.

3.

Словесные игры «Какой? Какая?».

Чтение пословиц о Родине.

Отгадывание загадок.

1.

Составление совместных рассказов родителей с детьми о своих ближайших родственниках «Моя родословная» (оформление альбомов с рассказами)

Ноябрь

1.

 

 

 

 

 

 

2.

Беседы о столице Беларуси – Минск. Минск – главный город нашей родины»

Дидактические игры: «Собери герб Беларуси, «Флаг Беларуси, «Узнай наш герб» - закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), формировать умения узнавать флаг (герб) Беларуси среди флагов (гербов) других стран.

Разрезные картинки герб, флаг, карта Беларуси.

1.

 

2.

Буклет "Растим патриотов своей страны" (полезная информация для родителей)

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Декабрь

 

Содержание работы

 

Срок

Ответственнный

Результат

                                             Организационно-методическая работа с педагогами

 

 «Организация работы с детьми по патриотическому воспитанию»

январь

заведующий

 

консультация для воспитателей

Разработка перспективных планов работы по патриотическому воспитанию в группах

январь

педагоги групп

планы работы  

Оформление уголков по патриотическому воспитанию в группах

февраль

педагоги групп

уголки   в группах

Пополнение методического и дидактического материала по патриотическому воспитанию

 в течение года

заведующий

педагоги групп

оснащение учреждения

методическими пособиями, материалами

       

Оформление выставки литературы по военно-патриотическому воспитанию дошкольников  

март

 

 

заведующий

педагоги групп

 

выставка методических пособий

Разработка сценариев развлечений для детей по ознакомлению с культурой, традициями Беларуси;

Создание презентаций по патриотическому воспитанию для занятий с дошкольниками;

в течение года

педагоги групп,

музыкальный руководитель

сценарии развлечений;

конспекты занятий,   презентации.

Организация и проведение тематических занятий, праздников, досугов.

1 раз в квартал

педагоги групп

праздники, развлечения

Организация и проведение конкурсов: конкурс чтецов "Строки, опаленные войной", конкурс рисунков  "Военная техника", "Салют Победы"

апрель-май

педагоги групп

фотоотчет

Создание картотеки дидактических игр о родном городе

июнь

педагоги групп

картотека

Пополнение методической копилки конспектами по теме

июль

педагоги групп

конспекты занятий

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания»

август

заведующий

консультация

 Создание наглядного и демонстрационного материала

 

сентябрь

педагоги групп

картотека

Создание презентаций по патриотическому воспитанию для занятий с дошкольниками;

октябрь

педагоги групп

картотека

Консультация «Формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине»

ноябрь

заведующий

консультация

Пополнение методической копилки фотографиями городов Беларуси, природы Беларуси, памятников Беларуси

декабрь

педагоги групп

Картотека

Методический день (ежеквартально)

Работа с нормативными правовыми документами по гражданско-патриотическому воспитанию

сентябрь

Лемантович А.А.

 

Консультация «Работа с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников»

октябрь

Лемантович А.А.

 

Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой родине»

ноябрь

Лемантович А.А

 

Игра в форме «мозгового шторма» «Нравственно-патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

декабрь

Леманович А.А.

 

   

свернуть

Знакомство дошкольников с символикой Республики Беларусь

Знакомство дошкольников с символикой Республики Беларусь

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  1. «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  3. дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  4. рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Начиная со средней группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном). Со старшей группы с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

Реализовать эту задачу можно посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:

- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).

- Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?

-Контур Беларуси – зеленый– в лучах восходящего солнца – это наша земля.

-Пучки колосьев– это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.

-Красные цветки клевера– это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров

-Голубые цветки льна– это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями

-Красная звезда– символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.

В конце занятия по знакомству детей с символикой Беларуси или в нерегламентированной деятельности можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание, флагов, гербов. Также можно провести в индивидуальной формедидактические игрытакие как:

  1. «Чего не стало?»
  2. «Третий лишний»
  3. «Карта Беларуси»
  4. «Мое имя»
  5. «Узнай по описанию» и другие.

В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.

Следует прочитать детям  художественные произведения:

В средней группе: С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; Э.Агняцвет“Зямля з блакітнымі вачамі”; А.Байдак. “Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”; А.Русак “Мой край”; і інш.

В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

В старшей группе необходимо организовать проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

свернуть

Национальные праздники Республики Беларусь

Национальные праздники Республики Беларусь
День Конституции

15 марта 1994 года была принята Конституция независимой Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь

День единения народов Беларуси и России
Главный праздник Союзного государства Беларуси и России отмечается 2 апреля. Именно в этот день в 1996 году Президенты России и Беларуси Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о Сообществе Беларуси и России. Через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который лег в основу процессов интеграции двух государств.

День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь
2-е воскресенье мая – День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь.


Праздник посвящен главным символам страны, которые воплощают идеи национального единства и являются важнейшими атрибутами суверенитета и независимости Беларуси.

День Победы
9 мая Беларусь празднует победу над фашизмом в Великой Отечественной войне (Второй мировой). В стране это одна из самых почитаемых дат, так как победа досталась огромной ценой – погиб каждый третий белорус.

Ветераны войны в Беларуси пользуются особым почетом, поэтому торжественные шествия ветеранов – главное праздничное мероприятие Дня Победы. Они проходят по всей стране.

День Независимости
В Беларуси День Независимости – главный государственный праздник. Он отмечается 3 июля – в день освобождения в 1944 году города Минска от немецко-фашистских захватчиков.

Главное мероприятие праздника – торжественный парад. В Минске он проводится на проспекте Победителей и напоминает о том, что белорусский народ ценой немыслимых потерь завоевал свободу страны, а также демонстрирует достижения суверенной Беларуси.


Праздники и памятные дни в Беларуси
1 января – Новый год.


7 января – Рождество Христово (православное).

23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Хотя главные герои этого дня военнослужащие, в Беларуси он считается праздником всех мужчин.

8 Марта – День женщин. Праздник был учрежден вскоре после революции 1917 года. В современной Беларуси 8 Марта является праздником Весны и днем, когда чествуют женщин.

1 Мая – Праздник труда. День труда – один из популярных праздников в Беларуси. В этот день проводится множество концертов и других зрелищных мероприятий. Многие празднуют его, устраивая пикники. Подробнее о кухне Беларуси

7 ноября – День Октябрьской революции.

25 декабря – Рождество Христово (католическое).

 

Памятные дни
В Беларуси официально установлены памятные дни, в которые принято вспоминать жертв великих трагедий, отдавать дань уважения умершим.

 

День поминовения умерших (Радуница) – 9-й день после православной Пасхи. В этот день принято посещать кладбища, приводить в порядок могилы родственников и близких людей.

 

26 апреля – День чернобыльской трагедии.

 

22 июня – День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны.

Народные праздники
Наряду с официальными в Беларуси остаются популярными древние народные праздники, один из которых – Купалье. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Празднование сопровождается народными обрядами, песнями, хороводами. Обязательные атрибуты праздника – ритуальные прыжки через костер и купание.

свернуть

Падарожнічаем па Беларусi

Маладзечна

 

Белавежская пушча.

 

Блакітныя азёры.

 

Усадьба Михала Клеофаса Огинского

свернуть

Беларуская Кухня. Сістэма здаровага харчавання.

       Беларуская Кухня. Сістэма здаровага харчавання.

  Мы добра арыентуемся у кухнях іншых народаў, ведаем, што маскарпонэ- з італьянскай, а сушы – з японскай. Але нам, беларусам, амаль нічога не вядома пра стравы сваей роднай старонкі.  А яшчэ мы ўпэўненыя, што здаровае харчаванне і беларуская кухня – рэчы не сумяшчальныя.

      Фанаты беларускай кухні і тыя, хто добра ведае беларускую гісторыю і этнаграфію, зцвярджаюць: тое, што беларуская кухня цяжкая і для страўніка не падыходзіць– міф, які з*явіўся ад няведання. Старажытная  беларуская кухня змяшчае у сабе сістэму здаровага харчавання. Беларусы заўседы прытрымліваліся  прыродных цыклаў: звычайна летам ужывалі раслінную ежу, зімой – больш сытныя , мясныя стравы. Акрамя таго, нашыя продкі заўседы  прытрымліваліся пастоў. Беларусы ніколі  не елі   так, каб “набіць пуза”: колькасць і якасць залежалі ад пары года. 

      Традыцыйна у нашай кухні адсутнічаюць торты, здоба, пірожныя. Усе старажытныя салодкія пачастункі гатаваліся на основе меду, садавіны, ржаной мукі: напрыклад, яблычный сыр, пернікі. Пячы  пірагі з пшанічнай мукі гаспадыні началі у XIX стагоддзі, гэтая традыцыя прыйшла да нас з Расіі. «Пірог» – ад слова «пір»,  пірагі подавалі толькі да святочнага стала. А на кожны дзень – ржаная, грэцкая ці аўсяная мука.

        У беларускай кухні стравы таксама не смажаць на алеі. Традыцыйныя    дранікі смажыліся на смальцы. Любы дыетолаг скажа, что смалец, ці вонкавы жыр, у адрозненне ад алею, поунасцю засвойваецца арганізмам. Дранікі заўседы падаваліся раніцай на сняданак, каб адтрымаць  энергію на ўвесь дзень. Ніхто ніколі не гатаваў іх на вячэру!!! Сопраўдныя беларускія дранікі –  бульба, цыбуля і соль. Ніякіх яек и мукі! Да того, перад сняданкам нашыя продкі заўседы  падсілкоўваліся кавалкам чорнага хлеба ці варанымі  буракамі, каб палепшыць засваенне ежы. Беларусы мелі рацыю  ў правільным харчаванні..

        Вось адзин з рацэптау традыцыйнай беларускай кухні.

Аўсяный кісель.

      Возьмем  аўсяныя крупы (яны найбольш танныя), перамелем на млыне ці  кавамолцы, заліваем горячай вадой ( не кіпянем!), пакінем заквашвацца ў цяпле на суткі-двое. На 500 граммаў молатага зерня трэба 5 літраў воды. Пад час заквашвання з'явіцца прыемны (!) кіславаты пах. Калі пах непрыемны – закваску лепш выліць, добры  кісель ужо не адтрымаецца. Калі час прайшоў , закваску адцэжваем, жмых выкідаем, вадкасць варым на невялікім вогнішчы, пакуль не стане густай.  Цалебны напой гатовы, але смак яго для многіх вельмі нязвыклы. Каб было смачна,  пачакаем пакуль кісель ахаладзіцца   градусау да сарака, дадаем мед, вяршкі, карыцу, добра узбіваем. Готовы кісель можно захоуваць у халадзільніку на працягу тыдня. Гэты напой вельмі  хутка  застывае, лепш разбауляць яго ахаложданым кіпенем. Ужываюць его раніцай  да сняданка, ен  добра уплывае на  арганізм і наогул сам  з являецца лепшым сняданкам.

      Гістарычны факт: пад час застолій – і у сялян, і у шляхты – аўсяный кісель зауседы  падавалі апошнім, прычым ен быу абавязковай стравай. Лічылася, што пасля ежы  неабходна выпіць, аўсяный кісель , каб страунік добра працавау. А для гастей падача кіселю азначала, што пара дадаму. У народзе гэты напой так і называлі: «вышыбайла», «выганяйла».

       Можно  падать аўсяный кісель  на дэсерт: разліць яго па крэманках, пасля застывання упрыгожыць шарыкам марожанага ці узбітыми вяршкамі, карыцай, мятай. Адтрымаецца вельмі прыгожа, смачна і карысна.

      Смачна есці!

свернуть

Выхаванне дзяцей у традыцыях беларускай этнапедагогiкi

Народная педагогiка нарадзiлася на зямлi разам са з яуленнем          " чалавека разумнага".  Праца стварыла чалавека и стала першым сродкам выхавання. Народная педагогiка з явiлася  у вынку неабходнасцi перадаваць ад пакалення да пакалення неабходныя веды, уменнi, нормы грамадскiх паводзiн.

         Народная мудрасць вучыць  як мага раней пачынаць выхаванне. Жорсткае стауленне да дзяцей на Беларусi--- з ява рэдкая, нават выключная. Адносiны бацькоу да малых звычайна мяккiя, але патрабавальныя. У фальклоры сустракаецца такое сцвярджэнне:

  • Не бiце дубцамi, навучыце слоуцамi.
  • Не крычы, а лепей вучы.
  • З пестунка нiчога не будзе.
  • Няшчасныя тыя дзеткi, якiх не жураць нi бацька, нi матка.

Народ вучыць бацькоу выхоуваць у дзiцяцi самастойнасць, не пеставаць яго. У выхаваннi галоунае--- перакананне, унушэнне, тлумачэнне, прыклад дарослых, парада, практыкаванне, заахвочванне, ухваленне i асуджэнне, у выключных выпадках--- пакаранне.

Галоуным крытэрыем маральнасцi у беларусау зауседы было  стауленне да працы, яго стараннасць, умельства: працаваць не любiш--- чалавекам не будзеш.

Асноуны прынцып беларускай этнапедагогiкi--- выхаванне дзяцей у працы, падрыхтоука iх да самастойнага жыцця. У беларусау працоунае выхаванне пачыналася ледзьве не з калыскi. Мацi брала  з сабою дзiця у поле, дзе мiж работай кармiла яго и спявала калыханкi. Дзiця разам з малаком мацi засвойвала традыцыi народа. Сяляне працавалi ад цямна да цямна: апрацоувалi зямлю, вырошчвалi агароднiну, забяспечвалi сябе адзеннем, абуткам, выраблялi посуд, сельскагаспадарчыя прылады, транспартныя сродкi,кошыкi, займалiся рыбалоуствам, паляваннем, з малых гадоу далучалi дзяцей да працы. Спачатку тыя выконвалi легкую працу, дапамагалi няньчыць маленькiх братоу и сясцер, мылi посуд, пасвiлi гусей.

У 6-7 гадоу дзяучатак навучалi прасцi, вышываць, вязаць, гатаваць ежу. У 14-15 яны сядалi за кросны, пад наглядам мацi I бабулi ткалi палатно, посцiлкi, рушнiкi. А дзяучына, якая выходзiла замуж, павiнна была сама наткаць адзенне, бялiзну, абрусы--- прыгатаваць пасаг.

  • iя хлопчыкi пасвiлi гусей, у 8-9 гадоу--- кароу, у15-16 аралi, касiлi. Калi вырасталi, яны удзельнiчалi у будаунiцтве хаты.

Нягледзячы на тое, што дзецi пачыналi працаваць з маленства, яны зауседы знаходзiлi час i магчымасць пагуляць. Старажытным сродкам выхавання беларусы лiчылi гульню.У гульнях дзецi далучалiся да звычаяу и традыцый свайго народа, сваей сям i, адтрымлiвалi першыя працоуныя навыкi. Варта узгадаць назвы гульняу: " Агароднiк", " Грушка", " А мы проса сеялi", " Браднiк " I iншыя. Калi дзiця было яшчэ зусiм малое, бацькi ладзiлi яму цацкi з саломы, лену, анучак, а каб такая лялька не пашкодзiла, " не згледзiла", " не уракла" свайго малога гаспадара, ей не рабiлi вочак i вуснау.Такая лялька была абярэгам малога ад непрыемнасцяу. Каб энергетычнаму полю дзiцяцi нiчога не паграджала, над калыскай падвешвалi саламянага павука--- сваеасаблiвую падвеску, якая вабiла малога сваей сцiплай i таямнiчай прыгажосцю i абараняла яго ад нячыстай силы. Такi павук убiрау у сабе дрэнную энергетыку, таму кожны год яго спальвалi i мянялi на новы.

Беларусы здауна выкарыстоувалi такi метад арганизацыi працы, як талака. Склiкаць талаку---значыць запрашаць суседзяу дапамагчы у працы. На талаку збiралiся сваякi, сябры, аднавяскоуцы, добрыя знаемыя, дапамагалi апрацоуваць зямлю, збiраць ураджай, будаваць i рамантаваць хату. Талака суправаджалася песнямi, жартамi, вабiла дзяцей и моладзь.

Беларусы умелi не толькi працаваць, але i добра адпачываць. У нашых продкау шмат святау. У святочныя днi людзi спявалi песнi, вадзiлi карагоды, жартавалi. Святы паутаралiся штогод i былi спадпарадкаваны з рухам планеты вакол Сонца. Так утварылася кола святау: зiмовыя Калядкi, Раство Хрыстова, Водахрыщча, Стрэчанне, Масленiца, вясновыя Саракi, Камаедзiца, Вялiкдзень,  Дабравесце,  Юр я, гуканне вясны, летнiя Купалле, Семуха, Спас,  восеньскiя Дажынкi, Багач, Пакровы, Дзяды. Акрамя таго, святкавалiся сямейна-абравыя святы: вяселле, радзiны, хрэсьбiны.

Беларусы заужды сустракалi гасцей вельмi урачыста, частавалi iх усiм, што было у хаце. Традыцыйная ежа беларусау простая, сытная и здаровая. Скварка i мяса былi на стале звычайна  па святах, а кожны  дзень бавiлiся стравами з бульбы ( бабка, дранiкi, капытка, калдуны). З мучных страу найбольш вядомыя клецкi, зацiрка, з крупяных крупнiк и кашы.  Кашы--- найпершая абрадавая страва: на Каляды---ячневая ( куцця), на хрэсьбiны--- бабiна, на вяселле--- салодкая каша.  На малаку звычайна не гатавалi, а толькi забельвалi iм стравы, з яго рабiлi сыр, смятану, збiвалi масла. Дзецям давалi сырадой, дрослыя часцей пiлi кислае   малако              ( сыраквашу). Шмат ужывалi агароднiны, рыбы, грыбоу, гатавалi квас, узвары, кiсялi. Такая ежа  дазваляла нашым продкам не толькi добра и сумленна працаваць, але i нараджаць моцнае патомства. Такая ежа  адпавядае сучаснаму уяуленню пра здаровае харчаванне.

З даунiх часоу сямейны этыкет патрабуе падтрымлiваць аутарытэт сваей сям i сярод знаемых. Згодна з традыцыяй, жонка не лае на мужа, не можа выстауляць на паказ сямейныя нягоды, яна павiнна узвышаць аутарытэт мужа сярод дзяцей. Шмат прыказак дайшло да нас пра сямейныя адносiны:

  • згода будуе, негода руунуе;
  • не расказвай нiкому, што робiцца у дому;
  • баба без мужыка як калесы без каня.
  • iкую увагу удзялялi выхаванню у дзяцей  павагi да бацькi  i мацi. Дзецям не дазвалялася павышаць голас на бацькоу, спрачацца з iмi. Слова бацькоу было законам для дзяцей.

На працягу стагоддзяу этнапедагогiка была амаль адзiным сродкам выхавання людзей. Яна стварыла адпаведны тып асобы: працавiтай, шчырай, сумленнай. дабразычлiвай, гуманнай, гасцiннай и г.д.

  1. сення , каб выхаваць гарманiчна развiтую,  нацыянальна свядомую асобу з лепшымi якасцямi грамадзянiна, працаунiка I   сем янiна, мы звяртаемся да народнай мудрасцi, да гiсторыi свайго народа, яго традыцый i звычаяу.

 

Літаратура:

  1. Аляхновіч А., Рахчэеў М.,Фядосік А., Беларускі дзіцячы фальклор – Мінск,1994.
  2. Грымаць А. А. Метад. дапам. / А.А.Грымаць, Л.М.Варанецкая, .В.Пашкевіч. – Народная педагогіка беларусаў. – Мн.: Выд. Ул. М. Скакун, 1999. – с. 256.
  3. Красіла,  А., Мой родны край завецца Беларуссю – Мазыр, 2004.
свернуть

Цацкi ў беларускай народнай педагогiцы

Цацкi ў беларускай народнай педагогiцы

       Усе важнейшыя ўласцівасці асобы закладваюцца ў дзяцінстве.  Сення цяжка сабе уяівць развіцце и станауленне асобы дзіцяці без цацак. Іх педагагічны эфект быў заўважаны вельмі даўно. Цацка – прадмет, прызначаны для дзіцячых гульняў, які дае ўяўленне пра рэчы і вобразы, дапамагаючы дзіцяці пазнаваць навакольны свет і з’яўляецца адным са сродкаў разумовага, эстэтычнага і фізічнага выхавання. Змест і знешні выгляд цацкі вызначаюцца канкрэтнымі выхаваўчымі задачамі ў адпаведнасці з узростам, развіццѐм і інтарэсамі дзіцяці (адрозніваюць дыдактычныя, тэхнічныя, тэатральныя, музычныя, спартыўныя цацкі, а таксама цацкі-забаўкі).

        Цацкі выкарыстоўваюцца таксама як сувеніры і мастацкія вырабы для аздаблення інтэр’ераў. На Беларусі самымі старажытнымі і распаўсюджанымі былі гліняныя цацкі, пустацелыя гліняныя шарыкі, яйкі з каменным шарыкам унутры, фігурныя цацкі свістулькі. Верагодна, гэтыя цацкі ў старажытныя часы мелі таксама і рытуальнае прызначэнне: свіст ці бразгаценне павінны былі адганяць злых духаў. Фігуркі людзей, якія абазначалі продкаў, хатніх жывѐл, ляпілі з надзеяй паўплываць на дабрабыт сям’і. Масавы выраб гліняных цацак пачаўся ў ХІ–ХІІІ стагодзях разам з развіццѐм ганчарства. Свістулькі рабіліся ў выглядзе птушак і конікаў, ляпілі фігуркі людзей. Яны вызначаюцца умоўнасцю форм і вобразаў, створаныя прасцейшымі прыѐмамі лепкі. Сярод знаходак XVI–XVII стагоддзяў сустракаюцца вырабы, ўпрыгожаныя зялѐнай, карычневай, празрыстай палівай.

        Свайго росквіту мастацтва глінянай цацкі дасягнула 
ў XIX – першай палове XX стагоддзя, калі цацкі вырабляліся практычна ва ўсіх ганчарных цэнтрах Беларусі. Для большасці цацак характэрна выпрацаваная яшчэ ў старажынасці стылістыка–абагуленасць, стылізаванасць і ўмоўнасць форм. Звычайна іх пакрывалі зялѐнай, карычневай або жоўтай палівай, а ў традыцыйных цэнтрах чорна задымленай керамікі цацкі мелі чорны колер. З канца ХІХ стагоддзя пашыраецца таксама цацка наіўна-рэалістычнага характару, у якіх дакладна і падрабязна мадэляваныя фігуркі жывел, людзей у тагачасным адзенні, часта ў нескладаным дзеянні. Значнае пашырэнне ў народным побыце мела драўляная цацка, звычайна з імітацыяй рухаў ці дзеяння. Папулярнымі былі пілавальшчыкі. Для пілавальшчыка-адзіночкі з дошчачкі выстругвалі схематычны сілуэт чалавечай фігуры, у плечы ўстаўлялі дзве палачкі-рукі, а ў іх жорстка мацавалі «пілу» з трэскі. 
Ніжні завостраны канец цацкі ўтыкалі ў бульбіну, якая служыла процівагай. Цацку ставілі на край стала і яна паціху пагойдвалася – «пілавала» бервяно.

        Складаней было зрабіць парных пілавальшчыкаў. Адзін стаяў на дошчачцы-аснове, а другі на перакладзіне, што імітавала падстаўку для распілоўкі бярвенняў. Праз стойкі падстаукі і «пілу», за якую трымаліся фігуркі, прапускаўся каленчаты рычажок з дроту. Круціш за рычажок і пілавальшчыкі пілуюць. Дрывасекі ці кавалі (мядзведзь і каваль) рабіліся на гарызантальных палачках. На верхняй – адзін, на ніжняй – другі. Пасоўваеш палачкі ўправа-улева, і кавалі па чарзе б’юць па «кавадле». 
Акрамя такіх рухаючыхся драўляных цацак рабілі і іншыя, напрыклад, цацкі-птушкі. Іх падвешвалі над дзіцячымі калыскамі, што садзейничала эстэтычнаму развіццю асобы. Акрамя выхаваўчага значэння, яна часта мела і магічны, абарончы сэнс.

      Народная цацка і сѐння мае педагагічнае значэнне, выконваючы, акрамя ўсяго пералічанага, функцыю далучэння новых пакаленняў да традыцыйнай культуры беларускага народа, што так важна ў сучасным глабалізаваным свеце.

свернуть
поделиться в: