Растим маленького патриота вместе

Государственный гимн Республики Беларусь

01.08.2022

Государственный гимн Республики Беларусь

Это торжественное музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом: во время официальных государственных церемоний, ритуалов, празднеств, спортивных соревнований.

Текст Государственного гимна прославляет желание белорусского народа жить в мире, его трудолюбие, готовность защищать родную землю.

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!


Слова М. Климковича, В. Каризны
Музыка Н. Соколовского https://president.gov.by/ru/president/detjam/gimn
Источник: https://president.gov.by/ru/president/detjam/gimn

свернуть

Государственный герб Республики Беларусь 01.08.2022

01.08.2022

 В изображении белорусского герба отражаются основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, трудолюбие, миролюбивость.


В центре контур Беларуси – суверенитет, территориальное единство страны.
Венок из золотых колосьев, цветов льна и клевера – благополучие и достаток. С каждой стороны венок трижды перевит красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова "РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ".
Земной шар – желание жить в мире и согласии, сотрудничать со всеми странами.
Восходящее солнце – символ жизни и наилучшей доли.
Звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, высоких устремлений народа. 

Источник: https://president.gov.by/ru/president/detjam/gerb

свернуть

ИЗВЕСТНЫЕ СПОРТСМЕНЫ БЕЛАРУСИ

В Республике Беларусь культивируется более 130 видов спорта. У каждого из них есть поклонники, свои славные страницы истории и яркие имена.

Белорусские спортсмены участвуют в Олимпийских играх с 1952 года. Спортивные подвиги трехкратного победителя Олимпийских игр борца Александра Медведя, четырехкратных обладателей олимпийского золота гимнастки Ольги Корбут и фехтовальщицы Елены Беловой, пятикратной олимпийской чемпионки Нелли Ким, шестикратного олимпийского чемпиона Виталия Щербы и многих других прославленных белорусских спортсменов золотыми буквами вписаны в олимпийскую историю.

Самостоятельной командой белорусские спортсмены начали выступать на Играх с 1994 года. С этого времени белорусские спортсмены завоевали 106 олимпийских медалей: 21 золотая, 37 серебряных и 48 бронзовых.

Олимпийское золото в Беларусь привезли:

Екатерина Карстен
Гребля академическая, 1996, 2000
Екатерина Карстен


Эллина Зверева
легкая атлетика, диск, 2000
Эллина Зверева


Янина Карольчик
легкая атлетика, ядро, 2000
Янина Карольчик


Игорь Макаров
дзюдо, 2004
Игорь Макаров


Юлия Нестеренко
легкая атлетика, 100 м, 2004
Юлия Нестеренко


Алексей Абалмасов, Артур Литвинчук, Вадим Махнев и Роман Петрушенко
гребля на байдарке, четверка, 2008
Алексей Абалмасов, Артур Литвинчук, Вадим Махнев и Роман Петрушенко


Андрей Арямнов
тяжелая атлетика, 2008
Андрей Арямнов


Александр и Андрей Богдановичи
гребля на каноэ, двойка, 2008
Александр и Андрей Богдановичи


Алексей Гришин
фристайл, 2010
Алексей Гришин


Виктория Азаренко и Максим Мирный
теннис, микст, 2012
Виктория Азаренко и Максим Мирный


Сергей Мартынов
стрельба пулевая, 2012
Сергей Мартынов


Дарья Домрачева
биатлон, 2014
Дарья Домрачева


Алла Цупер
фристайл, 2014
Алла Цупер


Антон Кушнир
фристайл, 2014
Антон Кушнир


Владислав Гончаров
прыжки на батуте, 2016
Владислав Гончаров


Анна Гуськова
фристайл, 2018
Анна Гуськова


Надежда Скардино, Ирина Кривко, Динара Алимбекова и Дарья Домрачева
биатлон, эстафета, 2018
Надежда Скардино, Ирина Кривко, Динара Алимбекова и Дарья Домрачева


Иван Литвинович
прыжки на батуте, 2021


Особенно памятно белорусам первое олимпийское золото, которое завоевала для суверенной страны Екатерина Карстен, золото Алексея Гришина - первого в истории белорусского спорта чемпиона зимних Олимпийских игр, сенсационная победа в беге на 100 м спортсменки из Бреста Юлии Нестеренко, победа Сергея Мартынова, установившего на Олимпиаде новый мировой рекорд.


Зимние Олимпийские игры - 2014 в Сочи стали самыми успешными в истории белорусского спорта. Наши спортсмены завоевали 5 золотых медалей (три - Дарья Домрачева, по одной награде у Аллы Цупер и Антона Кушнира) и одну бронзовую (Надежда Скардино). По итогам Олимпиады Дарье Домрачевой присвоено звание Героя Беларуси. Дарья - первая и единственная в стране женщина - обладательница высшей государственной награды Республики Беларусь.Президент Лукашенко поздравляет Дарью Домрачеву с получением награды

На летних Олимпийских играх - 2016 в Рио-де-Жанейро белорусские спортсмены завоевали 9 медалей: одну золотую (Владислав Гончаров), 4 серебряные (Дарья Наумова, Вадим Стрельцов, Мария Мамошук, Иван Тихон) и 4 бронзовые (Александра Герасименя, Ибрагим Саидов, Джавид Гамзатов, женская национальная команда по гребле на байдарках и каноэ: Маргарита Махнева, Надежда Лепешко, Ольга Худенко и Марина Литвинчук).

На XXIII зимних Олимпийских играх, которые проводились 9-25 февраля 2018 года в южнокорейском Пхенчхане, сборная Беларуси была представлена в шести видах спорта. В активе наших спортсменов два золота и одно серебро. Награды высшей пробы завоевали фристайлистка Анна Гуськова в лыжной акробатике и биатлонистки Надежда Скардино, Ирина Кривко, Динара Алимбекова и Дарья Домрачева в эстафете, серебро - у Дарьи Домрачевой в масс-старте.

Беларусь на XXXII летних Олимпийских играх, которые прошли в Токио с 23 июля по 8 августа 2021 года, представили 107 спортсменов в 20 видах спорта. В активе белорусской команды – семь наград (1 золото, 3 серебра, 3 бронзы). На пьедестал почета поднимался батутист Иван Литвинович (золото), серебро завоевали борцы вольного стиля Ирина Курочкина и Магомедхабиб Кадимагомедов, гребцы на байдарках и каноэ Ольга Худенко, Марина Литвинчук, Маргарита Махнева, Надежда Попок (гребля на байдарках и каноэ, байдарка-четверка, 500 м). Бронзы удостоился Максим Недосеков (прыжки в высоту), Ванесса Колодинская (вольная борьба, до 53 кг), Алина Горносько (художественная гимнастика, индивидуальное многоборье).

Беларусь на XXIV зимних Олимпийских играх, проходивших с 4 по 20 февраля 2022 года в Пекине, представляли 29 спортсменов в 6 дисциплинах. Наши спортсмены завоевали две серебряные награды. На пьедестал поднимались биатлонист Антон Смольский (индивидуальная гонка на 20 километров) и фристайлистка Анна Гуськова (лыжная акробатика).

Гордость и уважение вызывают высокие результаты белорусских паралимпийцев. На Играх-2010 в Ванкувере белорусы завоевали 9 медалей: 2 золотые и 7 бронзовых. На летней Паралимпиаде-2012 в Лондоне Беларусь завоевала 10 медалей (5 золотых, 2 серебряные, 3 бронзовые) и расположилась на 25-м месте итогового общего зачета. Белорусский пловец Игорь Бокий выиграл пять золотых медалей Паралимпиады, причем на дистанции 200 м комплексом он установил новый мировой рекорд.

На Паралимпийских играх - 2014 в Сочи завоеваны 3 бронзовые награды: Василий Шаптебой стал двукратным бронзовым призером в биатлоне, Ядвига Скоробогатая завоевала бронзу в лыжных гонках.

На XV летних Паралимпийских играх - 2016 в Рио-де-Жанейро белорусская сборная завоевала 10 медалей: 8 золотых (Игорь Бокий - 6, по одной Андрей Праневич и Владимир Изотов), 2 бронзовые (Александр Трипуть, Игорь Бокий).

Белорусские спортсмены на зимних Паралимпийских играх - 2018 в Пхенчхане завоевали 12 медалей: 4 золота (Светлана Сахоненко - 3, Юрий Голуб - 1), 4 серебра (Дмитрий Лобан - 2, Юрий Голуб - 2) и 4 бронзы (Лидия Графеева - 2, Светлана Сахоненко - 1, Юрий Голуб - 1).

Беларусь на XVI летних Паралимпийских играх в Токио представили 20 спортсменов, которые выступили в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, дзюдо, парагребле и фехтованию. Наши паралипийцы завоевали 7 медалей: 5 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая. На счету пловца Игоря Бокия - пять золотых наград, серебро у пловца Егора Щелканова и бронза у метательницы копья Елизаветы Петренко.

https://president.gov.by/ru/belarus/social/sport/geroi-sporta

свернуть

Государственный флаг Республики Беларусь

01.08.2022

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

Цвета нашего флага имеют следующие значения:

  • Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
  • Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
  • Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.

Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.

Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.

Факты о нашем флаге:

  • Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.
  • Второе воскресенье мая – День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.
  • В 2013 г. в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре её находится 70­метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг. 

Источник: https://president.gov.by/ru/president/detjam/flag

свернуть

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

01.06.2022

Патриотическое вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны.

     Интерес воспитанников к изучению объ­ёмного материала в значитель­ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами педагоги нашего учреждения учитывают педа­гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой мо­рали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-­познавательные впечатления ребёнка, дополнительно моти­вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка­чества характерны только чело­веку. Чем выше уровень овла­дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

   Цель патриотического вос­питания  детей дошкольного возраста — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравствен­ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

   Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления конкретизируются следующим тематическим содержанием.

 История Беларуси: воз­никновение и развитие.

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа Беларуси;

- национальный язык и его ценность; 

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков, родо­словная, памятные места столицы, события Великой отечественной войны, защитники отечества.

     В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси.

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна Республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

     Сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси.

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­-парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

     Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

Государственные и народ­ные праздники.

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

- государственные праздни­ки: День конституции, День Победы, День Государственного герба Ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь;

- национальные праздники: Рождество, Коляды, Маслени­ца, Пасха, Радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

     В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­ прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь.

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

     Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство.

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметной ­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

-  народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

-  изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

     Содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество.

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

     Содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания детей дошкольного возраста реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области: от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

Результативность патриоти­ческого воспитания детей  дошколь­ного возраста опреде­ляется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

свернуть

Праздник, посвящённый «Дню Победы»

06.05.2022

 

На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в Беларуси самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним.

9 мая — День Победы — святой для каждого из нас праздник и мы, сегодняшние граждане страны, обязаны передать память о Победе, сами традиции празднования Дня Победы будущим поколениям.

В нашем детском саду тоже состоялось мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы.

свернуть

День Государственного герба и государственного флага Республики Беларусь

06.05.2022

Атрибутами любого суверенного государства являются государственные флаг, герб и гимн. Эти символы Республики Беларусь отражают исторические, духовные и нравственные черты нации, особенности культуры и мировоззрения белорусского народа, его стремление к самоопределению и самостоятельному развитию. Ежегодно каждое второе воскресенье мая в нашей стране отмечается День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.

свернуть

Як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна

04.05.2022

Як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна

Гучыць урачыста, як водгукі славы,
Гімн нашай вячыстай цудоўнай Дзяржавы...
Гімн свету сцвярджае, што любім мы працу,
А шлях наш лунае да радасці, шчасця.
Пад гукамі Гімна я моўчкі клянуся
Сапраўдным быць сынам маёй Беларусі!
Міхасъ Пазнякоў
Добры дзень, паважаныя бацькі. Сёння хочацца павясці з вамі размову пра тое, як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна. Але давайце спачатку пазнаёмімся з гісторыяй гімна.
Дзяржаўны гімн — гэта самы хвалюючы кожнае сэрца сімвал краіны, узвышаная песня пра народ. Мелодыя простая, добра запамінаецца.
Яшчэ ў старажытныя часы людзі, ахопленыя агульным пачуццём радасці, — падчас вялікіх святаў, перамог над ворагам ці пры пазбаўленні ад якой-небудзь павальнай хваробы, засухі, паводкі і пажараў, заканчэння сонечнага зацьмення — спявалі агульную песню ці, можа быць, малітву.
Гэтую ж песню яны спявалі, калі выпраўляліся ў паход на ворага, і песня яднала іх агульнай надзеяй і верай у сілы народа.
Прататыпам сучаснага гімна быў гімн Беларускай ССР.
Паэт Уладзімір Іванавіч Карызна (1938), лірык і песеннік, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі, атрымаў перамогу ў конкурсе: ягонаму тэксту гімна, у якім выкарыставаны фрагменты ранейшага тэксту гімна, напісанага Міхасём Мікалаевічам Клімковічам (1899—1954), журы аддало перавагу.
Словы гімна павінен ведаць кожны змалку.
У Палажэнні аб Дзяржаўным гімне Рэспублікі Беларусь гаворыцца, што гімн з’яўляецца сімвалам дзяржаўнага суверэнітэту і выконваецца ў аркестравым, харавым, аркестрава-харавым ці ў іншым вакальным ці інструментальным варыянце.
Дзяржаўны гімн выконваецца ў адпаведнасці з зацверджаным тэкстам і музыкальнай рэдакцыяй (нотамі) пры ўступленні Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь на пасаду — пасля прынясення ім прысягі, пры адкрыцці і закрыцці сесій палат Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, пры сустрэчах і праводзінах афіцыйных дэлегацый замежных краін, пры ўшанаванні нашых спартсменаў-пераможцаў, у тым ліку і за мяжой, пры правядзенні воінскіх рытуалаў, а таксама з нагоды разнастайных урачыстасцей, прысвечаных дзяржаўным святам.
I калі гучыць галоўная песня краіны, слухаць яе трэба стоячы, прычым мужчыны абавязаны зняць галаўны ўбор. У вакальна-харавым варыянце выконвання неабходна праслухаць гімн ад пачатку да канца: усе тры куплеты. У аркестровым выкананні дапускаецца праслухванне толькі часткі гімна – адзін куплет і прыпеў. Пасля праслухвання не трэба пляскаць у далоні. Можна спакойна прысесці.
Няхай лунаюць над намі нашы слаўныя сцягі! Няхай асвятляе наш шлях Дзяржаўны герб краіны! Няхай гучаць заклікальныя словы і ўрачыстая музыка нашага велічнага гімна!

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

свернуть

Беларускія народныя казкі

Беларускія народныя пацешкі

Чытаем дзецям

Абавязкова выпісвайце “Бусю” і “Вясёлку” у наступным годзе! Яны дапамогуць нашым дзецям авалодаць роднай мовай.
свернуть

Беларускія лічылкі, хуткамоўкі

Паважаныя бацькі і педагогі!

Прапануем Вам беларускiя лічылкі, хуткамоўкi, якія можна выкарыстоўваць у штодзённых зносінах з дзецьмі. Няхай гэтыя маленькія творы мастацтва дапамогуць адчуць прыгажосць і непаўторнасць роднай мовы, паспрыяюць выхаванню павагі да свайго народу.

        Лічылкі

         Эны-бэны

Эны-бэны, фіны, лёк,
Сам Пятровіч бліны пёк.
Пёк, пек, не дапёк,
Схапіў шапку дый уцёк.

   

                                                       Заяц-месяц.                                                    

— Заяц-месяц,
 Дзе ты быў?
— У лесе.
— Што рабіў?
— Лыкі драў.
— Куды клаў?
— Пад калоду.
— Выйдзі вон із карагоду!

 Ішоў баран.
Па крутым гарам,
Вырваў траўку,
Палажыў на лаўку.
Хто яе возьмець,
Той вон пойдзець.

Кацілася торба.

Кацілася торба
З высокага горба,
А ў той торбе
Хлеб, пшаніца.
З кім жадаеш
Ты дзяліцца?

Раз, два, тры, чатыры, пяць.

Раз, два, тры, чатыры, пяць,
Выйшаў зайчык пагуляць.
А за зайчыкам луна,
Просіць выйсці калдуна.

Раз, два, тры, чатыры.

Раз, два, тры, чатыры,
Кошку грамаце вучылі:
Не чытаць, не пісаць,
А за мышкамі скакаць.

 

А вы спрабавалi гаварыць хуткамоўкi па-беларуску? Гэта вельмi цiкава i весела!

Белы бусел баіў байку беламу зайку.

На двары стары баран грукаў зранку ў барабан.

I Піліп да ліпы прыліп. Да ліпы прыліп і Піліп.

Твая маці і мая маці пяклі булкі ў адной хаце.

Патап пакаваў пакупнікам пакупкі ў пакункі.

Пракоп і Барыска елі барбарыскі.

Рабая курка клюе крупкі.

Скача чапля па балоце, чачотачка ў чароце, а чубаты чачот топча, топча агарод.

Раз прывёз Рыгор Цімоху мех арэхаў, мех гароху.

Маша шыла шапку Сашу. Шапку Сашу шыла Маша.

Саша на шашы, смокчучы сушку, шагам шпарка шпарыла.

Галя глядзела на лёд, на дарозе быў галалёд.

Клара грае на клярнэце, Карл сьпявае ў квартэце.

У мышэй няма машыны , а ў машыны няма шыны.

Ля шашы ў шалашы сала елі малышы.

Ткач тчэ, а таўкач таўчэ.

Жаль прапала паклажа, а можа быць кража.

Шурык шуршаў каля грушы мяшком з ігрушамі.

Лып, лып, ля ліпкі лыпае вочкамі Піліпка.

Адам маўляў мёд прадам, перадам мандарыны мадам.

У кавярні кавалер Валерка, перакуліў талерку з катлетай Веркі.

Быстрамоўкі аб вяроўцы, хуткамоўкі аб вавёрцы.

свернуть